А так же все самое интересное.

суббота, 29 октября 2011 г.

Смоленск, история города, и значение для России.




Смоленск — один из древнейших русских городов. Он возник на древнем торговом пути и "из варяг в греки" как город кривичского союза племен. Первое в истории датированное упоминание Смоленска в Устюжском (Архангелогородском) летописном своде относится к 863 г.: по свидетельству летописца, он был тогда «град велик и мног людьми».

В истории Руси Смоленск занимает важное место. С образованием Древнерусского государства — Киевской Руси — Смоленск вошел в его состав (в результате похода дружины Новгородского князя Олега на Киев в 882 г.). Существуют разные версии, объясняющие название города, одна из них связывает его с занятием жителей: здесь купцы, плававшие «из варяг в греки» и «на грек в варяги», ремонтировали (смолили) лодки. Расположение на великом торговом пути предопределило важное место Смоленска в истории Киевской Руси. По словам Константина Багрянородного (византийский император, автор сочинений, содержащих важные сведения о русско-византийских отношениях Xв.), «каждую весну в Киев приходили торговые караваны с севера — из Новгорода, Смоленска, Любеча и других юродов русских — и отсюда направлялись в Константинополь». Город Смоленск был крупным пунктом торговли и ремесленного производства, военной крепостью.

Археологические раскопки Гнездонских курганов (см. «Гнездово») и в самом городе свидетельствуют о высоком развитии в Смоленске ремесла и о существовании письменности на Руси до введения христианства. В культурном слое древнего Смоленска обнаружены берестяные грамоты. В политической жизни города большую роль играло вече. В XII — XIII вв. на Смоленской земле утвердились князья одной из главных ветвей потомка Мономаха — сыновья и внуки сына Мономаха Мстислава Владимировича. Выдающимся политиком был внук Владимира Мономаха Ростислав Мстиславич (с 1127 г. в течение 34 лет княжил в Смоленске). К концу XII в. в руках Смоленских князей оказались все основные ключи древнерусской политики.

К сожалению, смоленское летописание не сохранилось, xотя историки не сомневаются, что летопись здесь велась. Смоленские сообщения встречаются в южной Ипатьевской летописи, в Новгородских летописях, в Радзивилловской летописи составленной, вероятно, в Новгороде или Владимире. Среди других источников по истории Смоленска можно назвать несколько торговых и епископных грамот и единичные памятники литературы. Смоленск XII — начала XIII вв.— очень крупный город Древней Руси. Б. В. Сапунов, реконструируя число жителей в домонгольской Руси, считал, что в городе Смоленске проживало 30—35 тыс. человек (для сравнения: в Киеве — 50—70 тыс., в Новгороде даже меньше — 20—30 тыс.). По количеству монастырей — центров культуры и просвещения — г.Смоленск занимал 4-е место после Киева, Новгорода (по 17 монастырей), Владимира на Клязьме (6 монастырей). По сведениям Голубинского, в Смоленске было 5 монастырей, по другим — 8.

В 1136 г. князем Ростиславом Мстиславичем в Смоленске была учреждена епископия, во главе которой поставлен грек Мануил. Это событие в истории г.Смоленска дало большой толчок развитию культуры и просвещения. Уставная грамота и другие документы, связанные с определением источников и размеров дохода церковной организации, являются важным источником по истории Смоленского княжества, всех западнорусских земель. Смоленское княжество, в свою очередь, раздробилось на уделы, численность которых, по подсчетам Д. П. Маковского, достигала 17. При Смоленских монастырях были обширные библиотеки, о чем есть косвенные свидетельства в летописях и письменных памятниках.

Смоленск неизменно находился и центре политической жизни Руси XI -XIII веков. Смоленские князья, потомки Мономаха, во многом определяли политику в государстве, распределение столов между князьями. Смоленские князья несколько раз были великими Киевскими князьями — дважды Ростислав Мстиславич, и разное время Роман Ростиславич, Рюрик Ростиславич, Мстислав Романович. Смоленск контролировал и власть в Новгороде. Смоленские князья проводили целенаправленную политику культурного строительства на своей земле. Интенсивно разминалось зодчество. Крупные исследователи архитектуры Воронин и Раппопорт пишут о том, что первые каменные здания Смоленска — Успенский собор, Борисоглебский собор — были построены приглашенной черниговской строительной артелью. А с. 90-х г г. XII века в г.Смоленске складывается самостоятельная смоленская архитектурная школа. Смоленские строители работали в Рязани, в Новгороде, Пскове. В самом Киеве ими была построена церковь на Вознесенском спуске.


Количество исторических памятников монументального зодчества в г.Смоленске очень велико. 3 церкви сохранились, остальные были разрушены к XVII в. В земле найдены остатки 31 здания, построенного в Смоленске в XII—XIII вв. Для сравнения — общее количество памятников владимирско-суздальской архитектуры (включая и только упомянутые в источниках) во всех городах Северо-Восточной Руси едва достигает 30-ти, реальные остатки сохранились от 23.

По количеству исторических памятников домонгольского зодчества Смоленск на 3-м месте после Киева и Новгорода. А в последние десятилетия XII — нач. XI11 вв. по интенсивности строительства город Смоленск превосходит все центры Древней Руси.


Успенский собор.


В г. Смоленске был создан великолепный архитектурный ансамбль, расположенный по берегам Днепра и растянутый на 6 км. Глазам тех, кто подъезжал к Смоленску с запада от Киева, за 3,5 км от города открывался высокий храм Троицкого монастыря, затем 2-мя км западнее — собор Борисоглебского монастыря, имевший значение крупного идеологического центра, т. к. он был построен на месте убиения князя Глеба, одного из первых канонизированных русских князей. Далее путешественники видели на берегу Днепра двор Давида Ростиславича с великолепной княжеской церковью Михаила Архангела (Свирской), поражавшей современников своей красотой. Выше на левобережье — здание Спасского монастыря. Далее храм Иоанна Богослова, церковь Петра и Павла и, наконец, архитектурный центр на Соборной горе с Успенским собором, заложенным еще в 1101 г. Владимиром Мономахом. В этом соборе хранилась одна из главных святынь православной Руси — византийская икона Одигитрии. С несколько меньшим размахом архитектурная композиция была осуществлена и с восточной стороны. Здесь за 2 км от города путников встречал огромный храм монастыря на Протоке. Подобные архитектурные композиции были характерны и для других древнерусских городов — для Новгорода, например, где по Волхову вверх и вниз выдвинуты дна монастыря. «Архитектурным предисловием» г. Владимира является знаменитый храм Покрова на Нерли. Положение Смоленска как политического центра ослабляется к концу XII в. Во втором десятилетии XIII в. возникают распри между потомками сыновей Ростислава — Романа и Давида.

В 1230 г. на город Смоленск обрушивается страшный удар — 2 года свирепствует эпидемия, она уносит жизни 30 тыс. смолян. Жизнь в городе замирает, прекращается каменное строительство. А затем на Русь приходят полчища монголо-татар. И хотя они не вошли в город, тяжесть ига начинает чувствоваться и в Смоленске. Смоленск уже больше никогда не обретет былую значимость в жизни государства.

С 1404 по 1514 год Смоленск входил в Великое княжество Литовское. Вместе с польскими и литовскими войсками смоленские полки участвовали в Грюнвальдской битве 1410 г. против Тевтонского ордена. Смоляне вели борьбу за возвращение в состав Московского государства. Весной 1440 г. они прогнали литовских ставленников, только на следующий год литовскому князю удалось вернуть город. Смоленск был взят московским, князем в 1514 г., после нескольких походов русских войск, продолжавшихся в течение 14 лет. Взяв г. Смоленск, Василий III сохранил за его жителями, прежде всего купцами, привилегии, которые были установлены литовскими князьями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий